Перейти к публикации
Дедовский городской форум
Volt

рОЖДЕСТВЕНО

Рекомендованные сообщения

Открываем тему о селе Рождествено. Кто что думает о нем? Кто что знает интересные истории о селе и жителях? У кого есть фотки? Выкладываем и высказываемся...

 

Я с этого года начал собирать информацию о селе Рождествено и окружающих его деревнях Зеленково и Жевнево. Все, кто что лиюо знает интересные факты из истории села, может у кого-то остались фотографии села от бабушек и дедушек, выкладываете, пишите. Я тоже буду выкладывать очень интересную информацию, которая будет интересна широкому кругу читателей, а в особенности жителем самого села Рождествено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Село Рождествено находится в 18 км юго-восточнее г. Истры, к югу от станции Снегири, на левом берегу р. Истры. Ближайшие селения – Жевнево и Зеленково. По дороге на станцию, несколько в стороне, до недавнего времени находился пос. Научно-экспериментального хозяйства «Снегири».

 

Первое косвенное упоминание о селе находим в «Актах XIV-XVI веков из архива Московского Чудова монастыря». В 1431-1433 гг. соседнее ныне с Рождественом с. Лужки дал в Чудов монастырь инок Авраам Никулин. В его грамоте сказано: «А отвод земле – по рыболовлю межу, а от княгинины от Офросиньины земли от рыболовлих воротец по старой огород по тесом попе-рег Крюковского пути...».

 

Спустя 60 лет возник земельный спор у крестьян «лужковского села» и «крюковской деревни». В материалах этой тяжбы читаем: «Жалоба ми, господине, на того лужковского поселского на Васюка на Семенова. Посекле, господине, лес великого князя Рожественского села Крюковской деревни...». И в другом месте: «И мы, господине, межу учинили от Рожественского села земли, что бывало княгинино Офросиньино по рыболовлю межу...».

 

Возможно, это владение было конфисковано ранее у Вельяминовых, например, у Ивана Васильевича Вельяминова, казненного в 1379 г. за измену великому князю Дмитрию Донскому. Об этих влиятельных когда-то боярах напоминают две деревни Вельяминово: одна – как раз напротив Рождествена через р. Истру, другая к югу от г. Истры.

 

Село с некоторыми деревнями упомянуто в разъезжей (межевой) грамоте великого князя Ивана III от 1504 г.: «Рожествянаго села деревни, деревня Игумново, деревня Лжово, деревня Березниково, что за Баском за Дулепиным за зелеиником, да деревня Забитое, деревня Калистово, деревня Кощеево, деревня Земнево, что за Кашиными детми». И далее: «да Рожествянского села деревни отошли в Звенигородцкое (княжество) за реку за Истрю: деревня Слободка, да деревня Данилове, деревня Данилове ж Вышнее, что за Олексеиком за Прасоловым за сытником, да починок Скорняковскои».

 

В начале XVII в. село находилось в Горетовом стане Московского уезда, в дворцовом ведомстве. Первые сведения о здешней церкви мы находим в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1628 г.: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». Село с д. Чертово и Федоровское было не позже 1643 г. пожаловано из Приказа Большого Дворца князю Алексею Михайловичу Львову. В дальнейшем первая из деревень была переименована в Черную, а другая исчезла.

 

В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь, В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов (146 человек).

 

Князь А. М. Львов – один из самых выдающихся представителей своего рода. Впервые его имя встречается в 1607 г., когда он был послан царем Василием Шуйским для взятия Арзамаса. Воевал с поляками в войске князя Пожарского. Был воеводой в Нижнем Новгороде, Рыльске, Астрахани. В 1634 г. он вместе с боярином Ф. И. Шереметевым вел переговоры с поляками, был подписан мир, и король Владислав IV окончательно отказался от претензий на русский престол.

 

Князю был пожалован титул боярина. При новом царе, Алексее Михайловиче, он был так же близок ко двору и очень дружен с царем. Умер между 1653—1654 гг. бездетным.

 

Рождествено с деревнями перешло к его племяннику Дмитрию Петровичу Львову, боярину. Дмитрий также занимал видные должности, в частности, он тоже был воеводой в Рыльске и Астрахани, а также в нескольких других городах. Умер он в 1660 г., мужского потомства не оставил. И в 1678 г. эта вотчина снова стала государевой. Но спустя 4 года была пожалована боярину князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому.

 

В описании 1682 г. говорится: «А в селе Рождественном церковь во имя Рождества Христова деревянная, верх шатровой, с трапезою, с трех сторон паперти, на паперть лестница над нижним рундуком, крыто полаткою, а в церкви царские двери с сенью и столбцы, завеса крашенинная, да местных образов: по правую сторону царских дверей – образ Живоначальные Троицы, венцы серебреные резные золочены, образ Рождества Христова, оклад басемной, венцы резные, образ Московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, образ Алексея человека Божия, да святых мученик Димитрия Селунскаго, да Агапия на одной цке, образ Николая чудотворца в житье; по левую сторону царских дверей – образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии в киоте, образ Рождества Христова <...> перед иконами свеча восковая да шесть свеч деревянных, писанных красками <...> на северных дверях образ Благоразумного разбойника <...> Колокольня на столбу, на ней три колокола, весом по смете пуд в пять».

 

«В том селе другая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы деревянная, клецки, у ней два предела святаго мученика Дмитрия Селунскаго да преподобного отца Никона, около церкви и перед пределы паперть, на паперть десница в церковь и в пределы, с паперти трои двери <...>. На паперти привешаны два колокола малых, весом оба в пуд.— А другой предел (преп. Никона) не освящен и икон никаких нет».

 

В 1685 г. в селе был боярский двор князя Михаила Черкасского, дворы конюшенный и скотный, в них конюхов, охотников и псарей 33 человека. В селе и в приходской д. Женевке (Жевневе), что была дана «из дворца» вместо д. Черной, числилось 80 дворов крестьян (303 человека).

 

В 1704 г. в селе находились двор боярский, скотный, конюшенный и мельников дворы (19 человек); в селе и д. Женевой 71 двор (380 человек). В начале XVIII в. церковь Рождества Христова была перестроена и вновь освящена в 1714 г. К 1715 г. относится новое описание храмов: их было здесь по-прежнему два.

 

Князь Михаил в 1712 г. умер, село и деревня перешли к его вдове (второй жене) Авдотье Ивановне с пасынком князем Борисом и внуком князем Александром. В 1715 г. село досталось полностью Авдотье Ивановне, вышедшей вторично за Семена Боборыкина. В переписных книгах княгиня Авдотья именуется «дочерью Черкасского».

 

Авдотья Ивановна умерла в 1738 г., имение (село и деревня) досталось ее дочери Авдотье Семеновне, жене Алексея Ивановича Щепотева, а от них перешло к сыну Николаю Щепотеву. В 1748 г. в селе насчитывалось 323 души мужского пола (дворовых и крестьян). В 1773 г. с. Рождествено и д. Жевнево и Калистово (всего 193 двора, 380 мужчин и 388 женщин) владел поручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Алексеевич Щепотев.

 

В документах второй половины XIX в. д. Калистово уже не встречается. Находилась она к юго-западу от села, на этом же берегу Истры.

 

В 1778-1784 гг. селом владел сын Н.А. Щепотева Алексей, по разделу с родным братом Семеном. В 1784 г. в селе насчитывалось 92 крестьянских двора (626 душ обоего пола). Земельные угодья вместе с д. Калистово и Жевнево составляли всего 2200 десятин, пашни – 1462 десятины, леса – 412 десятин.

 

В конце XVIII в. село было пожаловано любимцу императора Павла I графу Ивану Павловичу Кутайсову. Вначале он, турецкий мальчик из г. Кутаиса (Кутаиси) в Грузии, служил у будущего царя брадобреем. Научился пользоваться слабостями хозяина для своего личного возвышения, которое началось с 1793 г. По восшествии Павла Петровича на престол 8 ноября 1796 г. был пожалован из камердинеров в гардеробмейстеры пятого класса. Сопровождал Павла I во многих поездках по стране, участвовал в важнейших интригах двора, влиял на мнение государя. Указом императора 17 марта 1798 г. обер-гардеробмейстер четвертого класса И. П. Кутайсов был возведен в дворянское достоинство. В 1799 г. Кутайсов стал бароном, а 5 мая того же года – графом, в начале следующего года получил должность обер-шталмейстера.

 

Граф получил и поместья, одним из которых было Рождествено. Елизавета Петровна Янькова вспоминала о Кутайсове: «При первом взгляде на него видно было его происхождение; он был женат на Анне Петровне Резвой, очень доброй и почтенной женщине, которая умерла гораздо спустя своего мужа, дожив до преклонных лет». (Рассказы бабушки. Л., 1989. С. 127).

 

В 1810-1823 гг. в селе была построена новая, каменная церковь Рождества Христова с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и св. апостолов Петра и Павла. Одноглавое с двухъярусной колокольней здание храма выдержано в стиле позднего классицизма с чертами школы Матвея Казакова. Особенность церкви – необычный, непропорционально низкий барабан главы. Когда-то в храме обращал на себя внимание великолепный центральный иконостас ампирного стиля. Там также стояли два гранитных надгробия, украшенные полированным мрамором. На бронзовых досках можно было прочесть имена графа Ивана Кутайсова и его жены.

 

В ансамбль имения входили также: господский дом, грот из кирпича с прослойками булыжного камня, конюшни, дом церковного причта, погибшие ныне служебные постройки. Главный дом либо заменен новым зданием, либо сильно перестроен, он ныне относится к пос. Дома отдыха «Снегири». В начале 1920-х гг., когда имение было уже покинуто хозяевами, в Рождествене побывали столичные искусствоведы. В сборнике «Среди коллекционеров» (1924. № 7-8. С. 51) приводятся их впечатления: «Сохранился редкий в Московской губернии деревянный ансамбль крупных построек начала XIX в. Дом с боковыми корпусами и круглыми открытыми галерейками из колонн замечателен по своему не совсем обычному плану, близкому к решениям Палладио. Внутри сохранились лишь архитектурные отделки; довольно эффектная зала с прекрасными карнизами и написанными пилястрами, мило убранные комнаты, по-видимому, середины XIX ст. Обстановки почти не сохранилось; жалкие ее остатки собраны в двух флигелях. Около дома располагаются деревянные службы, несколько дальше каменные конюшни – отличный образец зрелого московского empire. В значительном удалении от дома, на одной с ним оси находится церковь 1810 года, не очень интересная своими грузными и мало согласованными формами, но блещущая empire’ными иконостасами и, между прочим, хранящая мраморную гробницу И.П. Кутайсова. Большой английский парк расположен на возвышенности над р. Истрой. К дому ведет широкая липовая аллея, обставленная беломраморными вазами. Из парковых сооружений сохранился весьма любопытный грот итальянского характера и гротовая обработка небольшого обрыва, где стояла, по-видимому, скамейка...».

 

В 1816 г. с. Рождествено с д. Жевнево, Калистово и Крюково было по-прежнему за графом И.П. Кутайсовым. В селе проживали 11 дворовых мужчин, 20 дворовых женщин, 302 крестьянина и 312 крестьянок. Крестьяне образовывали 89 семей (было также 3 одиноких), но больше одиночество было характерно для дворовых. У их «девок» имелось 2 незаконнорожденных ребенка, а у крестьянок таких не наблюдалось. Самый старый крепостной имел возраст 68 лет (и еще двое – 67 лет), а самая старая крепостная – 70 лет.

 

Со времени предыдущей ревизии (1811 г.) произошли события: один дворовый отпущен на волю с сыном; двое крестьян бежали, 5 человек отданы в ополчение 1812 г. и не вернулись, возраст их был: 19, 26 (двое), 45 и 49 лет. Кроме того, в рекруты отдано 12 человек.

 

Сын графа И. П. Кутайсова Александр Иванович был убит в Бородинском сражении, будучи уже в чине генерала, но не достигнув еще 30 лет. Его гибели посвящены строки стихотворения В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов»:

А ты, Кутайсов, вождь младой...

Где прелести? Где младость?

Увы! он видом и душой

Прекрасен был, как радость;

В броне ли, грозный, выступал —

Бросали смерть перуны;

Во струны ль арфы ударял —

Одушевлялись струны...

О горе! верный конь бежит

Окровавлен из боя;

На нем его разбитый щит...

И нет на нем героя...

 

Рождествено перешло в наследство дочери графа И.П. Кутайсова Надежде Ивановне – жене князя Александра Федоровича Голицына (1796-1864), впоследствии действительного тайного советника. В 1834 г. Рождествено с деревнями принадлежало княгине Надежде Ивановне Голицыной. В это время в селе было 139 дворовых. Большое их число объясняется тем, что в эту категорию перевели значительную часть крестьян того же села. Собственно крестьян в селе было: мужчин – 284, женщин – 318. Самый старый крепостной – мужчина имел возраст 75 лет, самая старая крепостная – 76 лет. Молодежь и детвора составляли существенную долю населения: мужчин возрастом до 30 лет было 222, а женщин – 244. Между 1816 и 1834 гг. в Рождествене 10 человек в возрасте от 16 до 33 лет отданы в рекруты. Один мужчина был в бегах, в 1820 г. воротился. Его перевели в дворовые. Еще один «бегал», воротился в 1824 г., а спустя 3 года пропал без вести. В 1820 г. один мужчина 33 лет отпущен на волю. На поселение сосланы 5 мужчин. Интересно, что все они сосланы в 1823-1824 гг. Так, например, в 1823 г. сослали Алексея Васильева Кобинерова, 54 лет, с сыном Иваном, 19 лет, и зятем Алексеем Филатовым, 44 лет. Младший же сын Кобинерова (16 лет) был тогда отпущен на волю.

 

В 1859 г. в с. Рождествено Звенигородского уезда числилось 83 двора, 295 мужчин, 317 женщин. В 1860 г. имение князей Голицыных имело 115 отдельных хозяйств, здесь жили 482 крепостных мужского пола, из них 462 крестьянина, и 20 дворовые. Крестьяне составляли 53 оброчных и 170 издельных тягол, величина денежного оброка с тягла равнялась 34 руб. Для крестьян, плативших оброк, были установлены еще и дополнительные повинности: «произведениями – полбарана, две курицы, 50 яиц; работами – полподводы на 40 верст».

 

В 1864 г. владелица имения при с. Рождествене с деревнями прежняя; помещичий участок при Рождествене, д. Жевнево и Крюково составлял 2090,5 десятины, а крестьянский надел при Рождествене – 984 десятины. Временнообязанные крестьяне (292 души) входили в Рождественское сельское общество Никольской волости.

 

В 1864 г. настоятелем церкви в с. Рождествене-Кутайсове был священник Василий Стогов. В 1866 г. в приходе было 478 прихожан, 534 прихожанки. Сыновья о. Василия Стогова Александр и Николай также впоследствии были священниками, а сын Владимир – учителем.

 

В 1874 г. имение при с. Рождествене и д. Жевнево и Крюково Александры Александровны Толстой, урожденной княжны Голицыной, дочери предыдущих владельцев, насчитывало 1997 десятин.

 

Александра Александровна вышла замуж за генерал-майора свиты Иллариона Николаевича Толстого, правнука фельдмаршала М.И. Кутузова. Последней владелицей усадьбы перед революцией была их дочь, Надежда Илларионовна Толстая, в замужестве Танеева, с детьми – Анной и Сергеем. Анна Танеева, в замужестве Вырубова, – ближайшая подруга императрицы Александры Федоровны. Ее отец Александр Сергеевич Танеев – статс-секретарь, обер-гофмаршал двора, член Государственного совета, главноуправляющий собственной Его Императорского Величества канцелярией. Последний из этих постов занимали при императорах от Александра I до Александра III дед и отец Танеева. Одним словом, он был потомственным придворным. Но был он также и «свободным художником» – композитором, любил музицировать.

 

Анна писала о своем детстве: «6 месяцев в году мы проводили в родовом имении Рождествено под Москвой. Соседями были родственники – князья Голицыны и великий князь Сергей Александрович. С раннего детства мы, дети, обожали великую княгиню Елизавету Федоровну (старшую сестру Государыни Императрицы Александры Федоровны), которая нас баловала и ласкала, даря платья и игрушки. Часто мы ездили в [царское имение] Ильин-ское, и они приезжали к нам – на длинных линейках – со свитой пить чай на балконе и гулять в старинном парке»*. (Фрелина Ее Величества Анна Вырубова. М., 1993. стр. 239).

 

Илларион Николаевич Толстой организовал в 1868 г. первую школу в селе. Под нее Толстые пожертвовали каменный дом и единовременно на «обзаведение» 100 руб. В 1889 г. в доме священника была открыта церковно-приходская школа и небольшая больница для местных жителей.

 

В 1899 г. население с. Рождествена (229 мужчин, 327 женщин) проживало 135 избах, образуя 101 надельную и 7 безнадельных семей. Земля (1056 дес., в том числе 565 пашни, 176,5 леса, 204 – покоса) делилась на 285 долей. Жители имели 93 рабочих лошади и 123 головы крупного рогатого скота. 10 семей не имели лошадей, 7 – коров, 11 – ни того, ни другого. Жители шли в извозчики, башмачники и сапожники, портные, слесаря, чернорабочие, кузнецы. Село относилось к Павловской волости Звенигородского уезда.

 

По данным 1924 г., в селе числилось 140 крестьянских хозяйств, в которых проживали 340 мужчин и 414 женщин. Крестьяне имели 796 десятин земли, из них 462 были отведены под пашню, 204 – под сенокос, 20 – под выгон. Крестьянам принадлежало 118 рабочих лошадей и 209 коров. В 28 хозяйствах работали башмачники, в одном – кузнецы. 56 жителей села работали на Дедовской фабрике. В селе имелись изба-читальня, крестьянское товарищество по совместной обработке земли, пункты по торговле мелким сельскохозяйственным инвентарем и поросятами. Действовала школа 1-й ступени, бывшая церковно-приходская (68 учеников).

 

В 1924 г. в Рождествене находился одноименный совхоз, в ведении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). В нем работало 36 местных жителей, а летом – еще 40 наемных рабочих. Совхоз имел 205 десятин земли, из них 135 под пашней, 25 рабочих лошадей и 42 коровы.

 

Старожилы села поминают добрым словом учительницу и местную врачевательницу Веру Васильевну Кравцову, которая преподавала и лечила здесь людей после 1917 г. Под классы тогда были отведены две небольшие комнаты, которых не хватало для всех желающих учиться. В период коллективизации сельского хозяйства детям были отданы под учебные помещения еще три дома, принадлежавших ранее зажиточным крестьянам Шаровым.

 

В 1929 г. в сторожке Рождественской церкви проживали несколько монахинь, прислуживавших в храме. Несомненно, это были сестры закрытого в 1928 г. Аносина монастыря. В публикации 1929 г. с характерным для того времени названием «Монашенки сагитировали» говорится, что следует отобрать у монахинь сторожку, якобы необходимую для «общественной работы». В 1930-е гг. церковь была закрыта. Последний настоятель храма – сын о. Василия Стогова Александр – был сослан в Новосибирск и после возвращения в село уже не священнодействовал.

 

Во время Великой Отечественной войны Рождествено оказалось в зоне тяжелых боев, которые происходили здесь в конце ноября – начале декабря 1941 г. Немцы захватили село, значительная его часть была уничтожена или сильно пострадала от артиллерийских обстрелов и пожаров. Оккупанты использовали под оборонительное сооружение церковь, на колокольне которой был установлен пулемет. Освобождали Рождествено части 18-й стрелковой и 9-й гвардейской стрелковой дивизии.

 

Во время войны помещения школы сильно пострадали и находились в полуразрушенном состоянии. В 1950-е гг. хозспособом, в том числе силами учащихся и учителей, к старому каменному дому священника пристроили два класса и ряд вспомогательных помещений. Но и их вскоре стало недостаточно. 1 сентября 1967 г. новая трехэтажная школа с просторными учебными классами, мастерскими и фотолабораторией приняла учеников.

 

В 1968 г. решением исполкома Моссовета Рождествено как центральная усадьба Научно-экспериментального хозяйства «Снегири» вошло в перечень населенных пунктов Московской области, в которых разрешалось строительство новых государственных и колхозных объектов. По сведениям на 1 января 1968 г., здесь проживало 456 человек.

 

В 1997 г. началось возрождение заброшенной церкви Рождества Христова. Храм передан общине верующих и реставрируется под руководством архитектора М.Ю. Горячевой. В 1999 г. в день Апостола Андрея Первозванного над куполом храма был воздвигнут крест. Настоятель храма с 1997 г. и по настоящее время – отец Александр Елатомцев. При храме действует православная школа. 9 сентября 2001 г. прихожане храма перезахоронили останки строителей храма – графа Ивана Павловича и графини Анны Петровны Кутайсовых, обнаруженные в обвалившемся склепе в правом приделе храма.

 

Кроме церкви, в усадьбе сохранился грот – образец романтической архитектуры начала XIX в., он сложен из кирпича с прослойками булыжного камня. Три выступающие грани образуют фасад с колоннами, по бокам грот охвачен округлыми лестницами. На юго-запад от церкви сохранился современный ей дом причта – одноэтажное здание в стиле классицизма. Старый усадебный парк частично застроен и дополнен игровыми площадками.

 

Постановлением губернатора Московской области Б.В. Громова от 3 июля 2002 г. с. Рождествено объединилось с пос. НЭХ «Снегири» и пос. Дома отдыха «Снегири». На 1 января 2003 г. в с. Рождествено, включившем в себя эти поселки, числился 3191 постоянный житель. В селе имеется школа (332 человека, директор Татьяна Алексеевна Назарова).

 

Дом отдыха «Снегири» был открыт в 1938 г. как здравница Совнаркома, а сейчас принадлежит Управлению делами при Президенте РФ. В настоящее время вместимость дом отдыха – 500 гостей одновременно. По данным переписи населения 1989 г., пос. Дома отдыха «Снегири» насчитывал 529 хозяйств и 1751 постоянного жителя.

 

Бывший пос. научно-экспериментального хозяйства (НЭХ) «Снегири» находился в 2 км к югу от одноименной станции. Основано хозяйство было на базе совхоза «Снегири», переданного в 1953 г. Академии наук СССР. После этого хозяйство стало филиалом и экспериментальной базой Главного ботанического сада Академии Наук СССР. Здесь создавались новые высокоурожайные сорта зерновых и овощных культур. Но особенно интересной явилась работа по скрещиванию крупного рогатого скота с азербайджанским зебу для выведения породы жирномолочного скота. Зебу имеют меньшие живой вес и удойность, чем обычные коровы, но более неприхотливы к содержанию и ко многим заболеваниям, они дают гораздо более жирное молоко. Опыты по гибридизации были начаты в 1956 г. по инициативе академика Н.В. Цицина.

 

К началу 1999 г. поселок при хозяйстве насчитывал 532 двора и 1482 постоянных жителя. В настоящее время хозяйство в полной мере ощущает на себе трудности перехода к рыночной экономике. Дирекция стремится любой ценой сохранить гордость хозяйства – стадо зебувидных коров.

 

© А.А.Зилов, Ю.П.Кардашев, Н.Л.Векшина, С.М.Дорошенко, Г.П.Калюжный «Энциклопедия сел и деревень. Истринская земля». М. 2004 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Среди многих селений и деревень нашей страны село Рождествено заслуживает особого внимания. Здесь 8 декабря 1941 года было положено начало разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Отсюда началось их бегство. Здесь был похоронен их план молниеносной войны. Похоронен был миф о непобедимости немецко-фашистских войск.

 

История с.Рождествено восходит к XVII веку. В начале XVII века оно было пожаловано из приказа Большого дворца, ведавшего образцовыми имениями, князю Алексею Михайловичу Львову, Им владели Львовы до 80-х годов XVII века, потом это имение у них было отобрано и в 1682 году пожаловано князю Алексею Алегуровичу Черкасскому. Наследники Черкасского владели имением до конца XVII века. В 1800-1805 годах с.Рождествено, деревни Жевнево и Крюково вместе с их жителями были подарены графу Ивану Павловичу Кутайсову императором Павлом I. Кутайсов – придворный фигаро, брадобрей Павла I. Это одна из случайных фигур, блеснувших ненадолго у подножия российского трона, и не сыгравших сколько-нибудь значительной политической роли, оставила о себе резко отрицательную память. Придворная знать и аристократия никогда не могла простить Кутайсову его низменного турецкого происхождения и профессии брадобрея, которую он отправлял первоначально при наследнике. К простому народу он не имел никакого отношения и ничем, здесь себя не проявил. Кутайсов вошел в доверие властителя и получил «многие награды» и титул графа, а также имение с перечисленными деревнями.

 

Кутайсов был турецкого происхождения (уроженец города Кутаиси). Он был взят в плен во время русско-турецкой войны и понравился великому князю Павлу Петровичу, который его окрестил, к себе приблизил и при своем восшествии на престол пожаловал графским титулом и немалыми имениями.

 

Натали его Иваном Павловичем, При первом взгляде на него было видно его происхождение. Он был женат на Анне Петровне Резвой, очень доброй и почтенной женщине, которая умерла гораздо позже своего мужа, дожив до преклонных лет.

 

Свое хозяйствование в имении Кутайсов отметил постройкой церкви, заложенной в 1810 году. Замечание: На взгорье, на территории села стоит Рождественская церковь, сооруженная в 1810-1823 годы в стиле классицизма со столь характерными для этого времени колонными портиками на северном и южном фасадах и пилястровым на восточном. Здание несколько портит непропорционально низкий, едва возвышающийся над кровлей барабан купола. Наиболее интересна архитектурная обработка стройной колокольни с цилиндрическим ярусом звона, завершенным куполом и высоким шпилем. Архитектор этого творения неизвестен, но, по-видимому, им является Тон. Стены и белокаменные части памятника зодчества сильно пострадали от обстрела. В здании церкви был один из опорных пунктов гитлеровской дивизии после тяжелых боев выбитой советскими войсками из Рождествено.

 

Перед тем как войти в село немецкие самолеты пробомбили село и одна из бомб упала с южной стороны ограды, образовав большую воронку и разрушив ограду. Но внутреннее убранство оставалось целым до прихода немцев. Перед их приходом жители села иконы унесли домой. Наши войска вели артобстрел Рождествено из Лешково – досталось и церкви, там немцы на крыше церкви установили пулемет и миномет. После взятия нашими войсками деревянные перекрытия на крыше очень долго горели.

 

После фронта в церковном сарае колхоз хранил зерно, а в церкви – удобрения. Железо на крыше выгорело. Долгое время на кирпичах крыши росли березы. Как только началась перестройка, березы несколько раз вырубали. В 1996 году в церковь пришел священник отец Александр и вот снова в церкви начались службы. Повесили колокола, на колокольню водрузили крест.

 

Ограду вокруг церкви, по словам Григория Ивановича Шарова, строили в 1905 году, и она до фронта была цела. После фронта многие жители остались без жилья и жили в мазанках и землянках, а когда строились, некоторые брали кирпич из ограды, В правом углу церкви с прихода был склеп, в котором покоился прах Кутайсова с датой рождения и смерти. Колокола с церкви сняли году в 1933-1934, я помню мы учились в школе и говорили, что с церкви снимают колокола.

 

Неизвестно от кого именно перешло село к Кутайсову, непосредственно от наследников Черкасского или еще от каких-либо промежуточных наследников. Жизнь в Рождественском имении не отличалась блеском и великолепием. Здесь не устраивалось ни пышных праздников, ни приемов высокопоставленных особ. Горестный для многих усадеб Московской губернии 1812 год не причинил селу большого вреда. Оно не было спалено, уцелели многие постройки. У Ивана Павловича Кутайсова был сын Александр. Участвовал в войне 1812 года. Это был талантливый молодой генерал 1784 года рождения. В 1812 году ему было 28 лет, а он был уже генералом, начальником русской артиллерии. Был героем Отечественной войны 1812 года. Тело Александра Кутайсова после атаки и отбития батареи Раевского, которую организовал Кутайсов вместе с Ермоловым, не было найдено среди погибших войной и осталось безымянным на Бородинском поле. Военный талант Александра Кутайсова высоко оценил сам Наполеон. Кутузов очень сожалел о гибели Александра, так как он хорошо знал баллистику и искусно управлял артиллерией, Кутузов говорил после сражения: «Был бы жив Кутайсов, неизвестно как бы закончилось Бородинское сражение».

 

Иван Павлович Кутайсов умер 9 января 1834 года и был погребен в церкви села Рождествено, которую он и построил. Усадьба осталась его дочери, бывшей с 1821 года замужем за князем Александром Федоровичем Голициным, позднее он стал членом Государственного Совета. Дочь Голицына Александра Александровна получила имение в 60-х годах, выйдя замуж за Толстого Илью Николаевича, который, наверное, уже был в Государственном Совете, так как был генералом и адъютантом при царе Александре II. Я встречал фамилию Толстого, как участника русско-турецкой войны на Балканах, читал книгу о войне 1877-78 годов. Толстые были владельцами имения до 1917 года. Генерал Толстой умер в 1904-1905 годах. Его жена Александра Александровна умерла в 1918 году. Оба были похоронены у церкви с южной стороны: восточный угол в склепе. У Толстых была дочь Надежда, по мужу Танеева. У Надежды была дочь, небезызвестная Анна Вырубова (по мужу) и сын Сергей.

 

Генерал Толстой играл довольно значительную роль при Александре II и имел на него немалое влияние. Так, при походе Александра II на могилу своих предков в Таганрог в числе немногих его приближенных находился и генерал Толстой.

 

По тому времени Толстой был передовых взглядов. Им была построена школа и больница в селе Рождествено, в то время, когда другие помещики об этом и не думали. Это была первая школа в уезде, построенная помещиком. Школа была построена у церкви из кирпича. Половина каменного здания была отведена под больницу, половина под школу. Население в больнице обслуживалось бесплатно. Доктор приезжал в больницу один раз в неделю. Остальные дни больных обслуживал фельдшер, живший в этом же помещении. Доктор, фельдшер и учитель содержались на средства генерала Толстого. Меценатствующий генерал, имевший большое состояние и немалые доходы, любил играть роль благодетеля. Он установил вдовьи месячники. Раз в месяц вдовы его имения получали паек, который состоял из одного пуда ржаной муки, около 8 кг крупы и определенного количества овощей (Стогов Н.В.).

 

Сохранились данные о первой учительнице Рождественской школы. Ею была Кравцова Вера Васильевна. Она вела три класса этой школы. Учащихся в школе было около 45 человек. Все ученики сидели в одном классе (Шаров Григорий Иванович). Зарплата ей была положена 25 рублей в месяц, по тому времени деньги была большие. Получить место учителя можно было только по большой протекции. Учитель полностью зависел от произвола хозяина. Как только школа, перешла в руки государства и церкви, зарплата учителя снизилась до 10 рублей в месяц, а цены на продукты возросли.

 

К 1900 году генерал уже не прогрессивный деятель, а ворчливый ограниченный самодур. Он ликвидировал вдовьи месячники, закрыл школу и больницу. 1900-ые годы – это годы обострения классовой борьбы между помещиками с одной стороны и крестьянами с другой стороны. Во время обострения классовой борьбы маска благодетеля с Толстого спала и показала истинное лицо крупного собственника. В беседе со священником Н.В.Стоговым генерал Толстой, продавший священнику каменную постройку, служившую школой и больницей, сказал: «Представляете, я содержу школу и больницу, как будто я обязан это делать для серого мужика – а смотрят как звери» (Стогов Н.В.).

 

По неписанным законам, т.е. используя свою власть, нищету и темноту крестьян, генерал сумел ввести «отработки». Все крестьяне трех деревень, входящих в имение, были обязаны отрабатывать на помещика: один день на вывозке навоза, один день на жнивье: один день на покосе; один день на молотьбе: один день на уборке картофеля; один день на пахоте. Итого 6 дней. (Записано со слов старейшей жительницы с.Рождествено М.А. Шмыгиной).

 

В 1900 году власть помещика была не той, что до отмены крепостною права и в первые годы после отмены крепостного права. За самоуправство и рукоприкладство «прогрессивный» генерал не раз привлекался к суду и уплате штрафа. Старожилы с.Рождествено рассказывали любопытную историю по этому поводу. Староста с.Рождествено, дабы подзаработать брал с собой двух мужиков в свидетели и шел к генералу. Там он легко добивался ссоры с Толстым, который пускал в ход палку. Староста подавал в суд и ему, как пострадавшему присуждали с генерала штраф в сумме 25 рублей. Так повторялось много раз. После смерти генерала имение перешло его жене Александре Александровне, жившей до 1918 года.

 

Внучка Толстого, небезызвестная Анна Вырубова, году в 1912-1913 начала строить около церкви с восточной стороны новое здание школы, но подрядчик вел стройку так, что у него в Москве вырос дом, а здесь дальше фундамента дело не пошло, да и началась Империалистическая война. Анна Александровна Вырубова (по отцу Танеева) фрейлина и близкая подруга последней русской императрицы Александры Федоровны. Имя Вырубовой часто упоминается в мемуарах и исторических романах, посвященных России начала XX столетия. Упоминается, как правило, отнюдь не в положительном, контексте. Это и понятно: фрейлина была известна современникам не только как преданная поклонница ненавистного в России Распутина, но и как своего рода связная между ним и царским двором. Не случайно она была арестована Временным правительством уже в первые недели Февральской революции. В 1920 году ей удалось бежать в Финляндию. Судя по биографической справке, помещенной в энциклопедическом словаре, через несколько лет ее следы затерялись. Это, однако, не так.

 

Под своей девичьей фамилией Танеева, бывшая фрейлина прожила в Финляндии более 4-х десятилетий. Она умерла в возрасте 80 лет летом 1964 года и похоронена в Хельсинки, на местном кладбище. Исследованиями, связанными с ее судьбой, занимался в Финляндии нынешний наместник Ново-Валаамского монастыря Иеромонах Арсений.

 

Танеева вела в Финляндии замкнутый образ жизни. На то было как минимум две причины. Во-первых, выполняя данный перед бегством из России обет, она стала монахиней. Правда, жить в монастыре, заниматься физическим трудом Анна не могла, ибо еще в 1915 году попала в тяжелую железнодорожную катастрофу и с тех пор она осталась калекой. Она сильно хромала.

 

Экс-фрейлина работала над мемуарами, и в 1937 году с одним финским издательством был заключен договор на издание рукописи. Однако, до того дня, когда книга увидела свет, прошло целых полстолетия. Дело в том, что уже в послевоенные годы Вырубова распорядилась книгу при ее жизни не печатать.

 

Хронологически повествование охватывает период с раннего детства Вырубовой до падения царизма. В книге 200 фотографий, рассказывающих о жизни семьи Николая II. Значительная часть снимков сделана самой Вырубовой. Их высокое качество говорит о том, что она была незаурядным фотографом.

 

С Вырубовой в Финляндии жила другая русская эмигрантка Вера Запевалова. Она у Вырубовой была в качестве служанки, Запевалова умерла в 1985 году. Запевалова сохранила и передала книги и документы, которые завещала Анна Александровна, отцу Амвросию. Таким образом, стала известна судьба Вырубовой из ее уст (выписка из газеты «Московский комсомолец»).

 

У нас в Рождествено жил Березкин Василий Алексеевич, так он говорил, что будучи пастухом в имении видел как Вырубова шла со станции с Распутиным в имение. У дочери Толстого Надежды был еще сын Сергей. Учился он в кадетском училище.

 

Сама Александра Александровна, как я уже писал, умерла в 1918 году. Про нее говорили, что она была небольшого роста и не полная, как внучка Вырубова. Ее имение в 1905 году не было спалено, потому что она с крестьянами жила в мире. У нас жил Сергей Иванович Шаров, года, наверное, 1900, так он рассказывал о том, что когда был маленьким, очень сильно распорол ногу и мать его водила к самой Толстихе, и она сама обрабатывала и перевязывала ему рану, и на перевязку к ней ходили. Мы маленькие были, а у нас у бабушки был оклеен сундук разными картинками из книжки. Помню, там была приклеен портрет старухи. Я тогда все думал, что это Толстиха, но только теперь я понял, что это были картинки из «Мертвых душ» Гоголя. Имение после революции было конфисковано и на всей его территории было образовано сельскохозяйственное предприятие типа совхоза. А само здание было взято под дом отдыха ВСНХа.

 

P.S. У нас в Рождествено жили Марфа и Екатерина Полунычевы. Екатерина была у Толстых в прислугах. У меня мать была 1888 года рождения, а Екатерина была ей ровесница. Вместе в Рождествено гуляли в девчонках. Один раз мы со Сладковым Владимиром Сергеевичем во время выборов ходили к ним с урной для голосования на дому. Вот тетя Катя и рассказывала как она жила у Толстых. Владимир Сергеевич сказал: «Заслушаешься». Я тогда ничего не запомнил, а сейчас жалею. Как бы пригодилось это. Я запомнил только то, что у Надежды был еще сын Сергей. Учился он в кадетском училище и как приезжал на побывку. Хвалила тетя Катя Александру Александровну. Говорила, что она была доброй и отзывчивой. Когда Екатерина служила у Толстых, была молодой, а мы были у нее году в 1968. Она была уже старая, а разговор и благородство речи сохранились на всю жизнь. Речь ее так и лилась из ее уст. Ее сестра была совсем ее такая. Буркнет слово и молчок. При разговоре тетя Катя, бывало, дурного слова не скажет. Все только «милый», «хороший мой». Видно было, что долго жила с хорошими людьми. Разговором отличалась от всех деревенских людей.

 

Имение стояло высоко на берегу Истры. Фасадом было обращено к реке. Парадный вход был со стороны севера, со стороны тракта Москва-Волоколамск. С западной стороны расположен овраг, а восточный отлогий склон был использован под сад. Внизу, в дубочках против Рождествено была псарня.

 

Склон к реке был крутой, а под бугром били ключи, где у помещика была баня. По крутому склону была проложена дорога, по которой из имения ездили на речные луга, в Жевнево, Аносино и на восток на пойму Истры и в Зеленьково. Со стороны тракта дорога шла все время под уклон. Все 3,5 или 4 км. Имение от Рождествено отделял глубокий овраг, через который был построен каменный мост. От парадного входа к Рождественской церкви шла липовая аллея. Она есть и сейчас. Есть и старые липы. Эта аллея и сейчас прогладывается до самой церкви. А улицу от церкви к югу до оврага называли «пришпектом», на манер «проспекта». Это потом она стала называться Советской улицей. В праздничные дни: в Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Иванов день, Петров день, Казанскую, Ильин день, Спас, Успеньев день, Николу и другие праздники, из имения знатные люди и их гости, а также дворовые люди – шли по аллее и проспекту в церковь. У помещика были скот, пашни, а поэтому на территории стояли дома для обслуги. Помню, в 20-ые годы дома стояли на высоком кирпичном фундаменте. А сколько их было, не знаю. Там в 20-ые годы, также как и при помещике, жили рабочие. Та советская власть тоже строила дома для обслуги отдыхающих. Сейчас власть для рабочих ничего уже не строит более 10 лет. Они сейчас строят для себя не общие дома отдыха, а себе коттеджи – а по существу замки с башнями и крутыми заборами.

 

Пешеходный мост через овраг построили году в 1986-1987, тогда же построили дома 15, 16, 17, 18. Улицу Советскую заасфальтировали. Асфальт положили до очистных сооружений.

 

Праздничные дни оглашались еще в 20-ые годы колокольным звоном. Теперь опять на церкви звонит колокол. Звук жидковат.

 

Скотные дворы на территории бывшего имения и другие хозяйственные постройки, и жилые дома стояли до 1936 года. В 1936 году их вынесли туда, где сейчас НЭХ Снегири. Около церкви стояла богадельня, но недолго. Следы богадельни долго были видны в виде ям из-под фундамента, битого кирпича, глины и кафеля. Еще в XIX веке вокруг с.Рождествено и других деревень, входящих в поместье Толстых, были богатые леса с густым подлеском. Они вплотную подступали к деревням Рождествено, Жевнево, Крюково, Дедово, Аносино. Само имение находилось в лесу. А рядом были Калистовские овраги с девственным лесом. Мы маленькие еще в 20-ые годы боялись туда ходить. А вдруг леший схватит. Против имения за рекой Истрой тоже был большой лес. Только кому он принадлежал: или помещику Толстому или Аносинскому монастырю. Там недалеко от сундучка стояла в лесу лесничья сторожка, где все время жили лесники, и до революции, и после. В 40-ые годы там жил лесник Калмин Василий Васильевич, Лес тогда принадлежал снегиревскому лесничеству. А лес там – и сосны, и ели были, очень хорошие для постройки дома. Потом Калмин построил себе дом рядом с лесничеством в Снегирях. В том лесу Прокуратура СССР построила себе дом отдыха и дачи.

 

В окружающих лесах тогда можно было встретить волка, барсука и рысь. А уж «лешие» в каждом лесу были. Бывало мать все время пугала: «Me ходи в лес, леший схватит». Зайцы, лисы, кабаны и лоси водились всегда. И место, где сейчас четвертый корпус, называлось – лисятки. В Рождествено поле за кладбищем называлось – «лисьи перебеги». На лисятках раньше стояли стога. А лисы, жившие в Калистовских оврагах, там мышковали.

 

Бывало, идешь от пионерлагеря к Жевнево, а они там внизу на поле резвятся. А на лисьих перебегах лисы из одного леса перебегали в другой.

 

Лосей, кабанов, лис и зайцев было в наших лесах много и после войны: в 40-ые, 50-ые, 60-ые и 70-ые годы. Я в 1976 году устроился работать сторожем в пионерлагерь «Снегири», так даже и тогда лосей и кабанов было много. У них была, тропа вдоль оврага у пионерлагеря и они по этой тропе переходили жевневскую дорогу из одного леса в другой. Когда были урожайные годы желудей, так кабаны часто осенью и зимой паслись под дубами около жевневской дороги. Милиция бывало ночью откроет стрельбу по ним. Только не знаю, убивали их или нет. Лосятину они ели точно. На свином болоте один раз долго лось гулял, а потом пропал. Еще один раз раненый лось лежал у дачи Георгадзе.

 

Сейчас кругом дачи. Дом отдыха огорожен бетонным забором. Кабаны пролезали по оврагу под забором, а лось может пройти только около котельной. Леса много свели после войны: в Калистовских оврагах, под Жевневом, к Крюкову и Снегирям, под Дедовском, под Садками. В Калистовских оврагах были напилены тысячи кубометров дров. Посылали трудоспособных жителей деревень на заготовку дров. Вот и ходили сотни людей пилить лес на дрова. Дровами топили школы района, учреждения, детсады, фабрики, заводы. Возили на станции Дедовск и Снегири, грузили в вагоны и гнали в Москву. Рудстойку везли в шахты для крепежки, а лес на стройки. Вот и свели кругом леса. Своим погорельцам на строительство дома давали 40 кубометров леса. Раньше скот пасли по лесам. После войны в Калистовских оврагах лес вырос заново. Раньше он был помещичий и Толстой лес берег. В Зеленькове жил старик Балашов Дмитрий, он мне рассказывал: «Строился и вез дерева из под Красновидова, а ехать надо было мимо имения. Толстой увидел, что я везу свежие дерева: «У меня в лесу спилил или где?», – спрашивает. Нет, барин, я везу из под Красновидова. «То-то», – сказал барин. Спросил, на что везу дерева? Отвечал: строю дом, барин. Дал мне золотой. Леса не дал».

 

Лес после войны сажали коровники, т.е. у кого была корова. Сажали елочки за покос. Где пионерлагерь елочки сажали году в 1946-1947 Маклакова Александра Никитична, Троскина Пелагея, Березкина Евдокия. Посажен лес и в Жевнсвской расчистке, против пионерлагеря. На жевневских маринках мы елочки сажали в начале 30-х годов школой. Со стороны Дедовска и Снегирей сажали снегиревские и дедовские. Раньше лес берегли, сейчас не берегут, везде строят дачи.

 

© Чернышев С.А., житель с.Рождествено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Источник: htpp://rozdestveno.ortodoxy.ru/history

Краткая история

Строительство Храма Рождества Христова начатое в 1810 году было прервано Отечественной войной и завершилось лишь в 1823 году. Сын строителя Храма графа Ивана Павловича Кутайсова Александр в той войне стяжал мученический венец: погиб на батарее Раевского на Бородинском поле. Этому молодому генералу от артиллерии принадлежат слова приказа перед сражением : "Артиллерия должна жертвовать собой".

Усадьба Рождествено-Кутайсовых переходила из рода в род по женской линии: Голицины, Толстые... Фрейлина последней императрицы Анна Вырубыва (урождённая Танеева) провела детство здесь, в имении своего деда Н.И.Толстого, о чём пишется в "Дневнике фрейлины её величества". Николай Илларионович Толстой, правнук фельдмаршала Кутузова, построил при Храме в селе Рождествено земскую школу, где учительсвовал местный священник Василий Стогов с его матушкой. Сын Василия Стогова Александр, последний настоятель Храма Рождества Христова, был сослан в 30-е годы в Новосибирск и после возвращения в село уже не священнодействовал. Храм стоял закрытый пока не пригодился под хранилище удобрений. Пробив дыры в стенах святыни, техника въезжая в Храм оскверняла святое место. Рачительные жители употребили "в дело" и ограду Храма, его кровлю – не пропадать же добру... И брошенный Храм украсился шапкой берёзок, мирно шумящих на сводах, потихоньку разрушая корнями добротную кладку. В начале 80-х попадали кресты с главного купола и с колокольни. Народ безмолвствовал или пил...

Гнать мерзость запустения труднее всего не с руин, а из душ человеческих. Для того и начались богослужения в 1997 году во вновь зарегистрированном приходе. Воздвижение креста над куполом нашего Храма осуществилось с Божьей милостью в 1999 году в день Апостола Андрея Первозванного.

 

 

И ни кто не будет спорить, что всё начинается с Храма и креста над ним. Дай Бог, что бы этой силой созидалась разорённая Русская Земля.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×
×
  • Создать...